Противопожарная защита судов

Вероятность возникновения пожара всегда в той или иной степени существует на любом судне. Ограниченность площадей судовых помещений, наличие разнообразных горючих материалов, невозможность подчас получить помощь со стороны,

сравнительная малочисленность команды, стесненность проходов, трудность эвакуации людей и грузов — все это осложняет борьбу с пожарами на судах, делает их большим бедствием, влекущим гибель людей и материальных ценностей. Обеспечение безопасности находящихся на судах людей и грузов требует наличия на судах эффективных средств противопожарной защиты. Основные требования к противопожарной защите морских судов определены Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года и Правилами Регистра СССР. В соответствии с этими документами противопожарную защиту подразделяют на две группы: конструктивную противопожарную защиту (КПЗ) и активную противопожарную защиту (АПЗ).

 

КПЗ представляет собой комплекс конструктивных и организационных мероприятий, предназначенных для:

 

  • предотвращения возможности возникновения пожара на борту судна;
  • ограничения распространения пожара по судну; обеспечения безопасной эвакуации людей как из отдельных судовых помещений, так и с судна в целом.

 

Реализация этих принципов КПЗ предполагает, наряду с мерами организационного характера (соблюдение правил противопожарной безопасности при работе с открытым огнем, организация мест для курения и т. д.), ограничение применения горючих материалов, подразделение корпуса судна на главные вертикальные противопожарные зоны и отделение машинных, жилых и служебных помещений от других, а также защиту путей эвакуации людей с помощью огнестойких и огнезадерживающих конструкций. Выбор средств КПЗ зависит от типа судна и категории помещения.

 

АПЗ представляет собой комплекс средств, предназначенных для обнаружения очага пожара и тушения пожара.

 

Выбор средств АПЗ для того или иного судна зависит от его типа и особенностей пожарной опасности конкретного судового помещения.

 

Способы тушения пожаров

 

В основе горения лежит химическая реакция окисления, в которой участвуют горючее вещество и кислород атмосферного воздуха, выполняющий роль окислителя. Процесс горения сопровождается выделением и передачей тепла, продуктов горения, организацией газообмена. Различают физические и химические способы тушения пожаров.

 

К физическим способам тушения пожаров относят:

 

Охлаждение зоны горения. В зону горения вводят вещества с низкой температурой и высокой теплоемкостью, в результате чего температура в очаге пожара падает, и реакция горения прекращается. Для этих целей используют воду, реже — пену и твердую углекислоту.

 

Разбавление реагирующих веществ в зоне горения путем введения газообразных веществ, не поддерживающих процесс горения. Концентрация реагирующих веществ снижается, что приводит к прекращению горения. В качестве рабочих сред систем, действие которых основано на этом принципе, могут использоваться водяной пар, углекислый газ, инертные газы.

 

Изоляция реагирующих веществ от зоны горения. В зону горения вводят твердые вещества или двухфазные газожидкостные смеси, которые покрывают горящее вещество нейтральным слоем. Этот слой прекращает выход газов горючего вещества или поступление кислорода воздуха в зону горения, в результате чего горение прекращается. В качестве средств изоляции используются пена и огнетушащие порошки.

 

Принцип химического торможения реакции горения. В зону горения вводят активные вещества (легкоиспаряющиеся огнетушащие жидкости или порошки), которые, взаимодействуя с промежуточными продуктами реакции горения, делают их нейтральными по отношению к кислороду, в результате чего горение прекращается.

 

На указанных физических и химических принципах основано действие всех общесудовых систем пожаротушения, которые должны удовлетворять следующим основным требованиям: быть постоянно готовыми к действию на ходу и при стоянке судна; быть надежными и живучими; воздействовать на очаг пожара так, чтобы исключить повторное возгорание или тление, иметь местные и дистанционные приводы управления, а также средства контроля; рабочие среды систем должны быть высокоэффективными, универсальными, недефицитными, дешевыми, не должны быть токсичными, не должны вызывать коррозию металлов, портить груз.

 

Системы пожарной сигнализации

 

Все морские суда оборудуют системами пожарной сигнализации, которые включают: сигнализацию обнаружения пожара, предназначенную для обнаружения очага пожара на ранней стадии его развития и выработки сигнала-сообщения о нем; сигнализацию оповещения о пожаре, которая, как правило, совмещается с авральной, сигнализацией, подающей мощные звуковые и световые сигналы для экипажа и пассажиров; сигнализацию предупреждения о пуске огнетушащего средства, которая подает сигналы в те охраняемые помещения, в которых могут находиться люди.

 

Основная из этих систем — система обнаружения пожара — состоит из пожарных извещателей, приемной станции, источника питания, линий передач, выносных сигнальных устройств.

 

Пожарные извещатели по способу приведения их в действие подразделяют на ручные и автоматические. С помощью ручных кнопочных извещателей члены экипажа или пассажиры, обнаружившие очаг пожара, могут сообщить об этом на центральный пожарный пост (ЦПП). Автоматические извещатели в зависимости от того, на какое явление, сопутствующее пожару, они реагируют, подразделяют на тепловые, дымовые и световые. Тепловые извещатели реагируют на повышение температуры окружающего воздуха до определенной величины или на скорость нарастания этой температуры. Дымовые и световые извещатели — на задымленность воздуха в помещении и свет пламени. Световые извещатели могут работать в различных областях спектра: ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной.

 

В зависимости от способа включения извещателей в сеть системы пожарной сигнализации их подразделяют на лучевые и кольцевые (шлейфные). Лучевые системы имеют несколько лучей, в каждом из которых подключается определенное количество извещателей как автоматических, так и ручных. На одном луче допускается установка не более 100 извещателей не более чем в 50 помещениях. Эти извещатели размещают в одной главной противопожарной зоне на одной палубе и на одном борту судна. В кольцевых системах извещатели включаются последовательно.

 

Система сигнализации обнаружения пожара имеет два источника питания. Основным источником является судовая электросеть, резервным — аккумуляторная батарея. Приемные станции систем сигнализации располагают в ЦПП, который обычно размещается в рулевой рубке. Схема приемной станции обеспечивает прием сигнала о пожаре с любого извещателя, включенного в луч станции, автоматический контроль за состоянием линейных проводов луча, периодическую проверку работы станции, автоматическое переключение на резервное питание при отключении основного источника питания, отключение и включение внешних сигналов тревоги.