На дороги Черновицкой области по акцизу не идет ни копейки

На дороги Чернівецької області з акцизу не йде ні копійки

Акциз с топлива должно оставаться на местах и идти на дороги, а на самом деле этими деньгами латают бюджетные дыры

О плохие дороги Украины и нашей области даже неприлично шутить. Большинство из них в таком ужасном состоянии, что на первый взгляд даже непонятно, где заканчивается перерыта земля и начинается якобы дорога. Если бы ее покрыли таким же слоем асфальта, которым эти дороги покрывают нецензурной брани водители, то у нас были бы лучшие дороги в мире.

Мнения на местах

Олег Горбатюк,

председатель совета Рукшинської объединенной сельской территориальной общины (Хотинский район)

На территории нашей объединенной территориальной громады (всего шесть сел) есть две автозаправочные станции. Размер акциза, которые известно, зависит от реализованного топлива. То есть за полгода мы получили примерно 300-400 тысяч гривен.

Очевидно, что этих денег недостаточно, чтобы привести в порядок все дороги. Ждем, потому что дополнительно на область должно поступить 200 миллионов гривен и может что-то перепадет нам.

Если даже только подсыпать и ровнять дороги в шести селах, то этих денег, которые поступают от продажи топлива, вряд ли хватит.

Например, мы еле вписались в 40 тысяч гривен, чтобы подсыпать и выровнять примерно 2 километра дороги в нашей общине. Все зависит от того, в каком состоянии дорога.

Несмотря на то, что мы фактически можем тратить деньги от акциза на любые проблемы, но дороги для нас важно, поэтому мы направляем их туда.

Улучшить их состояние должна была бы финансовая децентрализация. То есть, чтобы акциз от реализованного топлива оставался на местах и шел на дороги. Но фактически его тратят на что угодно – никто этого не контролирует. А расплачиваются за это водители, покупая горючее, платят также за дороги. В огромных объемах реализации топлива – это невероятные деньги. Они даже больше, чем средства, которые выделяет государство Службе автомобильных дорог на содержание всех дорог края.

— На этот год на эксплуатационное содержание дорог области мы получили 52,2 миллиона гривен. Из которых 38 миллионов – на дороги государственного значения, а почти 14 – на дороги местного значения, — рассказал начальник Службы автомобильных дорог в Черновицкой области Игорь Гах. – Сейчас ждем дополнительного финансирования из бюджета, о чем говорил премьер-министр Владимир Гройсман, но пока что не знаем, о каких именно суммах идет речь.

Относительно денег, которые поступают от акциза на места, то, по словам автодорожника, они поступают в пользование местных бюджетов. И именно они решают, на что эти деньги тратить.

— Каждый тратит их на свое усмотрение – кто-то на ремонт садика, кто-то покупает пианино, — говорит он. – А лучше, чтобы их использовали именно на дороги. Но с этим сейчас не очень хорошая ситуация. Есть общины, которые понимают нынешнее состояние, и мы совместно восстанавливаем покрытие, а кто-то ждет денег из бюджета. Используя деньги по своему усмотрению.

А деньги, которые поступают в местные бюджеты, немалые. Например, в прошлом году местные бюджеты от реализации нефтепродуктов получили почти 100 миллионов гривен!

На все дороги края Служба автомобильных дорог получила чуть больше 50 миллионов. А местные бюджеты пополнились на 100. Кроме того, сейчас по дорогам местного значения вообще не занимается управление капитального строительства. Как сообщил руководитель этого учреждения Александр Пуршага, средства сразу направляют на места и через них не проходят.

Но кто-то из вас видел хотя бы один километр новой дороги в районах области? Или в селах дороги стали на удивление красивыми? Куда, наконец, тратят эти деньги?

— Акцизный налог уплачивают в бюджеты территориальных общин. От реализации нефтепродуктов за пять месяцев 2016 года местные бюджеты области получили 62,3 миллиона гривен, — сообщила заместитель начальника отдела организационной работы ГУ ДФС края Мария Коцимюк. — За пять месяцев 2015 года — 32,2 миллиона.

То есть можно только представить, сколько денег попадет в местные бюджеты в этом году. Речь идет о сумме никак не меньше 120-130 миллионов гривен. Но они опять же растают в местных сметах.

Относительно собственно акциза, то при продаже топлива он составляет 0,042 евро за каждый литр реализованного товара. Но если для первого квартала этого года НБУ установил курс евро в размере 25,462988 гривны (то есть акцизный налог с каждого литра топлива составляет почти 1 гривну 7 копеек), то уже во втором квартале курс евро составляет 30,200342 гривны (то есть акциз вырос до почти 1 гривны 27 копеек). А горючего в крае реализуют достаточно много, как для такой небольшой области.

Как сообщила руководитель отдела анализа данных экономической статистики ГУС в области Нина Шарова, только за четыре месяца этого года было реализовано 11,8 миллиона тонн бензина и почти 15,5 миллиона тонн дизтоплива (в прошлом году всего было продано 42,1 миллиона тонн бензина и 55 миллионов тонн дизтоплива).

Относительно собственно акциза, то при продаже топлива он составляет 0,042 евро за каждый литр реализованного товара

А еще не стоит забывать, что производители и импортеры уплачивают другую ставку акциза с топлива — 1000 литров 171,5 евро. И все эти деньги, в идеале, имели бы также направлять на дороги.

Зато премьер Гройсман анонсирует в Украине масштабное строительство дорог на миллиарды гривен. Очень не хотелось бы, чтобы это было похоже на потемкинские деревни.

По словам Гройсмана, он оценивает стоимость таких работ в несколько миллиардов долларов. Все закупки осуществлять на прозрачных публичных тендерах, а источниками финансирования будут средства Всемирного банка, а также частные и государственные деньги Украины.

Олесь ЗАДНІСТРОВСЬКИЙ