Как правильно уволить сотрудника?

Увольнение — это испытание как для самого сотрудника, так и для менеджера по персоналу. Главное в таких случаях — сведение к минимуму возможные негативные последствия.

Даже если этот неприятный процесс проведен в рамках закона, компания рискует получить серьезного недоброжелателя в лице бывшего сотрудника. Действия последнего могут варьироваться от банального распространения информации, портящей имидж организации, до «сливания» клиентов конкурирующим фирмам. И в том и в другом случае компания будет нести убытки. А если не по закону, то последствия могут быть самыми не благоприятными. Подробней о трудовых спорах вам расскажут в Уральском центре по защите прав граждан.

Чтобы ограничить подобные ситуации, следует придерживаться следующих правил:

Подготовка к увольнению сотрудника

Часто бывает достаточно вспомнить ту информацию, которая была изложена сотруднику еще на этапе испытательного срока. Ответы на вопросы соответствия должностным обязанностям могут побудить сотрудника либо измениться в качественно лучшую сторону и тогда можно избежать увольнения, либо он смиряется со сложившейся ситуации и ждет, когда его уволят. В этом случае увольнение для сотрудника будет скорее облегчением, нежели стрессом.

Не затягивайте с финальной беседой

Когда сотрудник для себя решил, что его в скором времени уволят, он не только будет халатно относиться к своим обязанностям, но и отвлекать от работы других сотрудников, нагнетать тяжелую атмосферу в коллектив. Никто от этого не будет в плюсе. Также не стоит ходить вокруг да около при самой беседе. Лучше в самом начале изложить сотруднику причину разговора.

Действия менеджера по персоналу при финальной беседе

Независимо от того, по какой причине увольняют сотрудника, в разговоре с ним следует проявлять уважение, не стоит оскорблять и морально «опускать», иначе личный враг вам обеспечен.

Укажите на объективные причины увольнения. Говорите не только об отрицательных, но и положительных моментах в работе. У сотрудника должно сложиться впечатление, что причины увольнения действительно справедливы, не основываются на чьей-то неприязни. Не стоит избегать и ответов на вопросы, которые могут возникнуть у сотрудника.

Рекомендации

Абсолютно все сотрудники имеют право на получение рекомендации. Тот факт, что они не справляются со своими должностными обязанностями в вашей организации, вовсе не означает, что так будет происходить и в других компаниях. Абсолютно негативных людей не бывает.

Другое дело, когда причиной увольнения послужило нарушение сотрудником закона, в частности ТК РФ, для таких случаев предусмотрена трудовая книжка, в которой делаются соответствующие записи.

При увольнении действительно ценного сотрудника (уход на пенсию и др.), не лишним будет сопроводить его почестями, в качестве которых могут выступать подарки, денежные премии или фуршет. Таким образом, положительное впечатление и ощущение значимости для компании останется не только у самого сотрудника, но и у всего коллектива в целом.

При грамотном использовании, перечисленные рекомендации помогут существенно снизить негативные стороны, возникающие при увольнении сотрудников.