Европа мало ценит жизни собственных граждан

Європа мало цінує життя власних громадян

В Нидерландах обнародовали предварительный отчет международной следственной группы относительно сбитого «Боинга»

Какого-то особого фурора обнародован доклад международной следственной группы относительно сбитого над оккупированным Донбассом самолета «Малайзийских авиалиний» не имела. Она лишь скупо подтвердила то, что вменяемая часть мирового сообщества знала давно – до этого террористического акта причастна Россия, ракету и «Бук» завезли именно оттуда и вернули обратно.

Местные «обезьяны с гранатами», которых еще называют боевиками и террористами, были лишь вспомогательным персоналом. Решение принимали на самом верху кремлевской диктатуры.

В очередной раз удивляет, простите, придурковатая «глубокая обеспокоенность» мирового сообщества. За два года расследования они смогли подать только предыдущий отчет этого преступления. Единственное, на что они осторожно удосужились это назвать страну, с которой эту ракетную систему привезли и куда вернули – Россия.

Если не вдаваться в подробности, то у рядового сытого и довольного европейца может сложиться впечатление, что эту систему просто украли, водитель заблудился и заехал не туда.

Если уже названо страну, с которой эту систему привезли и куда вернули, то кто в этом случае причастен к теракту? Люди в здравом уме это прекрасно понимают, а следственная комиссия лишь дипломатично уходит от ответа.

Во всем мире такие ракетные системы без приказа высшего военного руководства не стреляют сами. И даже в этом, казалось бы, очевидном случае следствие решили продлить до 2018 года. Чем дольше оно продлится, тем меньше внимания ему уделять мировое сообщество и меньше оно будет в памяти и на слуху.

Складывается впечатление, что европейская бюрократия мало ценит жизнь своих погибших граждан, избегая ответственности и не имея возможности и желание наказать виновных.

Мнения экспертов

Игорь Мельничук, политолог, доктор политических наук

Ключевым тезисом доклада голландской – и об этом уже догадывались – стало подтверждение того, что Boeing был сбит из «Бука». Для экспертов это не стало сенсацией. Другое дело, что у нас очень любят паниковать и драматизировать любую ситуацию.

Уже сейчас я читаю и слышу, мол, почему не назвали, кто именно это сделал, кто виноват. Мол, они скрывают все, это заговор, а Запад снова пресмыкается перед русскими. Однако будем мыслить рационально. Сейчас вышла только техническая часть доклада, главной задачей которой было выяснить, чем был сбит «Боинг» и почему произошла катастрофа, потому что были разные версии.

Насколько можно понимать, сейчас прорабатывают вариант на базе отдельной правовой системы — или Нидерландов или другой страны, граждане которых пострадали в этой катастрофе. Они будут создавать международную группу для расследования — это будет международный трибунал. Такой опыт уже есть.

Россия, конечно, может ни с чем не соглашаться и никого не выдавать. Но родственники погибших получат очевидные юридические основания обращаться к нему с исками. Кстати, примерно такие же этапы эволюции восприятия прошел в свое время теперь уже покойный союзник Владимира Владимировича, тоже полковник Муамар Каддафи. Он был уверен, что после уничтожения пассажирского самолета над Локерби никакое западное правосудия до него не дотянется – а в результате был вынужден выдавать виновных, платить компенсацию, демонстрировать «конструктивность».

Нынешние новости – просто еще один кирпич в стене той репутации, которую строят, в этот раз, уже с обеих сторон (как со стороны стран Запада, так и Российской Федерации). Россия сама подыгрывает созданию антироссийских настроений в мире, и это еще одно подтверждение. Сейчас эти кирпичи вкладывают гораздо чаще и сильнее именно с российской стороны.

Это техническая часть доклада, а не заключительная. Здесь не называются фамилии. Но известно, что теперь предлагается непосредственным участникам дать показания взамен на безопасность и гражданство. То есть работа продолжается, маховик набирает обороты.

Наталья Юрийчук-Нечаева,

политолог, кандидат исторических наук

Прежде всего, хочу обратить внимание на то, что расследование осуществляли силами разных стран, включая Украину, Россию, США, Великобританию, Малайзию, Австралию. Доклад — это согласованные выводы международной рабочей группы.

Из выводов и рекомендаций становится понятно, что у следователей не возникает сомнений относительно причины авиакатастрофы (поражения боеголовкой, выпущенной с зенитно-ракетной установки «Бук», которая на тот момент находилась на территории Восточной Украины). По мнению следователей, Украина имела все основания для закрытия воздушного пространства (подтверждается заявлениями украинских лидеров относительно сбитых украинских военных самолетов) и авиакомпании также могли принять решение относительно смены воздушных маршрутов ради безопасности пассажиров.

Таким образом, необходимо менять правила полетов гражданской авиации в зоне военных конфликтов, где необходимо учитывать все вероятные риски. В общем, доклад отвечает на много вопросов: от целей исследования до рекомендаций относительно дальнейшего избежания подобных ситуаций. Внимательный читатель найдет информацию об истории полета, основные этапы развития конфликта в восточной части Украины, реконструкцию повреждения и падения и тому подобное. Думаю, что это дело еще далеко не закрыто, и фундаментальный анализ осуществлен. Остаются интерпретации.