Алкоголь подорожал перед праздниками

Алкоголь подорожчав перед святами

Правительство повысило минимальные цены на алкоголь

Конечно же, алкоголь – далеко не самый важный продукт в потребительской корзине. Однако время от времени он появляется на столах украинцев, особенно когда речь идет о праздниках. И понемногу качественный алкоголь становится недоступным для рядовых граждан. Производители алкоголя заговорили о новом повышении минимальной цены еще в марте, после того как правительство вдвое повысило акцизы. А на днях Кабинет Министров Украины принял постановление о повышении минимальных цен на алкоголь. Теперь стоимость бутылки водки 0,5 литра вырастет до 69,78 гривны, выросли цены и на другой алкоголь. Теперь стоимость бутылки вина — 33 грн., шампанского — 69,90 грн., коньяка 3 звезды — 104,90 грн.

— Проект постановления предусматривает повышение минимальных цен на алкогольные напитки. Необходимость корректировки минимальных цен обусловлена тем, что их нынешний уровень, введенный в сентябре 2015 года, не соответствует затратам субъектов хозяйствования на производство и реализацию алкогольных напитков. Сейчас предлагают провести коррекцию минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков в зависимости от кода продукции. В частности, на водку и ликеро-водочные изделия увеличить на 24%, коньяк (бренди) — на 24,9-30,7%, вина — на 22 — 55,7%, — сказал министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив. — Постановлением также предусматривается исключить полномочия госценконтроля относительно осуществления инспекции за соблюдением государственной дисциплины цен в сфере оптово-розничной торговли алкогольными напитками в связи с их ликвидацией.

Производители – за повышения

Решение Кабмина поддерживают производители алкоголя. Они отмечают, что повышение минимальной розничной цены будет способствовать росту поступлений в государственный и местные бюджеты, ведь с минимальной розничной цены до местных бюджетов оплачивается 5% акцизного налога.

Обращайте внимание на маркировку. Оно должно быть нанесено на государственном языке

Голова ассоциации Укрводка Владимир Остапюк объясняет, что после мартовского повышения акциза, его стоимость в одной бутылке водки выросла с 14 до 21 грн. Еще 32 грн — для налогов. Соответственно, цена 39,9 грн. за бутылку, которая действует сейчас, и даже 54,9 грн., которая предусмотрена в отмененном судом постановлении, не оправдывает затраты на логистику, тару, сырье.

Контрафактного алкоголя станет больше

Зато некоторые эксперты уверены, что именно повышение цен на легальный алкоголь привлечет внимание покупателей к нелегальному.

— Контрафактного алкоголя больше, естественно. Потому что предложений бутылки водки по 20 гривен на черном рынке много, посмотрите в интернете, там это легко найти. Но здесь я немного поясню логику. Это очень правильное решение, хотя и запоздалое. У производителя есть четыре элемента, как продвигать свой товар. Это стоимость, это место на полке, это продвижение товара, и это упаковка. Важнейшим в этом перечне, естественно, является цена в Украине. И после того, когда с акцизами загнали производителей в том, что меньше, чем за 68 гривен за бутылку, будет просто не выгодно работать, то есть они не будут получать прибыль, соответственно, отсюда и возникло это решение, чтобы ввести эту норму. И введена она в ответ на предыдущее отмененное судом постановление, которое вводило цену 54,9 за бутылку, — говорит независимый аналитик рынка алкогольных напитков Игорь Товкач. — Легальные производители за последние восемь лет потеряли 52% своего легального рынка. Конкурентная борьба на рынке невообразима. И чтобы легальные производители были все-таки заинтересованы производить продукцию легально, то необходимо им дать возможность заработать. И поверьте, производители, это те, кто больше всего борется против повышения акциза, который, естественно, перекладывается на потребителя, и легальный алкоголь становится еще менее привлекательным. Поэтому если бы правительство предложило еще ряд инициатив, каким образом бороться с нелегальным рынком, тогда подобное решение было более эффективным. Сегодня около 60% рынка крепкого алкоголя в тени. Понятно, что государство должно предложить ряд серьезных системных мер, чтобы уменьшить теневой рынок.

Цена поможет разобраться, настоящий алкоголь

Тема качества алкоголя в Украине весьма актуальна. Согласно данным на 4 ноября, в Украине отравились фальсифицированным алкоголем 145 человек, из них 68 скончались.

Качественное дешевым не бывает. Именно такого принципа советуют соблюдать некоторые специалисты. По их словам, если цена ниже установленной минимальной, то это является свидетельством того, что перед вами подделка.

— Вообще это правильное решение, это должно дать возможность разграничить подделки и непідробки. Теперь покупатель будет четко знать, если цена ниже 70 гривен, то это подделка. В идеальном варианте она должна выбросить с рынка подделку. Было бы очень неплохо. Потому что действительно у нас рынок страдает от фальсификата, это факт, — уверен директор Украинского аналитического центра, экономист Александр Охрименко.

Есть также другие признаки, на которые стоит обратить внимание. Если выбирать придирчиво, то можно хоть частично быть уверенным, что выбранный напиток качественный.

— Можно перевернуть бутылку вверх дном и внимательно присмотреться, нет ли примесей. Это легко сделать со всеми прозрачными напитками. Если там есть примеси, то это первый признак того, что алкоголь изготавливали кустарным методом, а поэтому качество у него соответствующее. Ведь если продукт изготовлен на заводе, то он проходит там очистку, поэтому не имеет в своем составе никаких примесей, — советует специалист по вопросам защиты прав потребителей Надежда Кутиніна. — Так же внимательно надо рассмотреть акцизную марку. Если акцизная марка наклеена небрежно, неряшливо, криво – это тоже может означать, что алкоголь изготовили не на заводе. Этикетки и контрэтикетки на бутылках должны быть наклеены качественно, без перекосов, разрывов. Также они должны быть четкими и яркими. Штамп даты розлива, который наносится заводом-изготовителем на каждую бутылку, должен быть четким и понятным.

Обращайте внимание на маркировку. Оно должно быть нанесено на государственном языке. На лицевой стороне этикетки указывают название государства, название предприятия производителя и его юридический адрес, телефон, местонахождение, название вина, вместимость посуды, содержание спирта (% об.), содержание сахара, дату изготовления продукции, гарантийный срок, а также информацию относительно пригодности и год тиража.

Что же касается ввозного алкоголя из-за границы, то к нему обязательно должен быть перевод на русском языке. Это означает, что продукт прошел контроль и является безопасным для здоровья потребителей.

Внимательно осмотрите пробку на бутылке. На ней не должно быть никаких царапин. Фольга, которую используют для закупоривания бутылок, очень тонкая. Только автоматические линии на заводах производят эту операцию аккуратно и точно, не повреждая фольгу. В подпольных цехах ручными инструментами это сделать невозможно — обязательно останутся царапины.

И еще один нюанс. Если в ряду стоят несколько бутылок алкоголя одной и той же марки, одного названия, то есть идентичны, то внимательно присмотритесь, одинаковый уровень разлива в бутылках. На заводах стоит дозатор, который наливает в бутылки равное количество жидкости. Поэтому в бутылках уровень напитка тоже будет одинаковым. Случается, что в некоторых магазинах видим, что в одной бутылке больше продукта, в другой меньше, то это свидетельствует о том, что это не заводской разлив. А следовательно и качество здесь может быть сомнительной.

Ульяна ДЕЛИКАТНАЯ

Фактически регулирование рынка колеблется в рамках трех параметров

Алкоголь подорожчав перед святамиБогдан Сторощук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента ЧНУ

В принципе это есть стимул к развитию теневого рынка, но сейчас очень трудно делать прогнозы, потому что мы не имеем точных данных о том, какой бюджет будет утвержден и какой будет утверждена минимальная заработная плата. Если будет утвержден бюджет, в связи с теми заявлениями про минимальный прожиточный минимум и минимальную заработную плату, которые делали в последнее время, это ускорит инфляцию и эта новая цена на алкоголь, скорее всего, не будет стимулировать активизацию теневого оборота алкоголя.

Надо различать два сектора теневого рынка. Индивидуален – то, что в деревнях кто-то себе готовит, такое кустарное производство, и совсем другое дело – это теневой оборот, скажем, промышленного производства алкоголя. Имеется в виду тот алкоголь, который производится из промышленного спирта и который пропускается мимо официальной отчетности. Большей проблемой является второй аспект. Установление минимальной цены если повлияет, то повлияет на первый рынок. На второй рынок оно, скорее всего, не повлияет, потому что там существуют определенные схемы, каким образом запускать товар в розницу и тому подобное. То есть в целом влияние на теневую экономику будет не очень существенным.

Очень существенным аспектом роста минимальной цены является сдерживание потребления. Имеется в виду, что в связи с нынешней инфляцией, ростом доходов повышается потребление алкоголя социально-уязвимыми категориями. Это первый фактор. Кроме того, это дополнительная фискальная источник, который способствует наполнению бюджета.

Фактически регулирование этого рынка всегда колеблется в рамках трех параметров: ограничения потребления социально-уязвимыми категориями населения, повышение поступлений в бюджет и недопущения резкого прироста теневого оборота.